Вахтенный журнал яхты Призрак 331. О: яхта, яхты, яхта фото, парус, Кубок Федерации, парусный спорт, лодки, парусная яхта, парусные яхты, катера и яхты, яхт клуб, яхтклуб, построить лодку своими руками
Вахтенный журнал яхты Призрак 331. О: яхта, яхты, яхта фото, парус, Кубок Федерации, парусный спорт, лодки, парусная яхта, парусные яхты, катера и яхты, яхт клуб, яхтклуб, построить лодку своими руками Вахтенный журнал яхты Призрак 331. О: яхта, яхты, яхта фото, парус, Кубок Федерации, парусный спорт, лодки, парусная яхта, парусные яхты, катера и яхты, яхт клуб, яхтклуб, построить лодку своими руками Вахтенный журнал яхты Призрак 331. О: яхта, яхты, яхта фото, парус, Кубок Федерации, парусный спорт, лодки, парусная яхта, парусные яхты, катера и яхты, яхт клуб, яхтклуб, построить лодку своими руками
Вахтенный журнал яхты Призрак 331. О: яхта, яхты, яхта фото, парус, Кубок Федерации, парусный спорт, лодки, парусная яхта, парусные яхты, катера и яхты, яхт клуб, яхтклуб, построить лодку своими руками

 Встречи с известными людьми российского яхтинга

Проект Ветер. Из первых уст.

Сергей Оверкин

В этом сезоне на крупных Российских регатах - Банковский Кубок и Онего - дебютировала псковская яхта "Ветер" под командованием Сергея Оверкина. Яхта показала высокие скорости, на Онеге завоевала приз за минимальное абсолютное время прохождения дистанции, и после окончания регаты была продана в Петрозаводск.
Об истории "Ветра" рассказывает его строитель и капитан, Сергей Оверкин.

С момента начала постройки "Ветра" и до настоящего времени мне приходится практически ежедневно отвечать на множество вопросов, касающихся моей новой лодки. Вопросы эти очень часто повторяются, поэтому мне понятно удивление собеседников, получающих ответы без малейшей заминки. Главная же причина такой зазубренности в том, что два или три года мы - строители и конструкторы яхты типа "Ветер" - не раз и не два задавали себе задачи и решали их, спорили, ругались, мирились и тут же начинали спорить опять. Хорошо ещё , если посетитель попадётся позаковырестей - типа Андрея Решетова, который не спрашивает о творческих планах, а просто берёт рулетку и начинает мерить угол установки погонов стаксель-шкотов.

В мертвый сезон, разумеется, общение ограничено, и я уже стал немного скучать без постоянных интервью, поэтому решил вспомнить все непонятки по "Ветру" и попытаться их объяснить себе и всем, кому это интересно. Остальные могут просто нажать Pg Dn несколько раз. (Вопросы задает мой внутренний голос, поэтому сарказму удивляться не приходится.)



- Во первых, с чего всё началось?
Яхта Ветер, Псковской постройкиshade
shade
shade

- Всё очень просто. Мне до такой степени надоели бесконечные ремонты то корпуса, то палубы моего четвертьтонника СТ-25 Таллинской постройки, что решение всё бросить и начать строительство новой лодки пришло само собой. Долго пришлось думать, какую хочется, и как все сделать подешевле. С одной стороны - раскрученный класс, сильные соперники, интересные гонки - всё говорило за четвертьтонник, но желание увидеть и попробовать что-то новое, страсть открытия оказались сильнее, и я обратился к питерским конструкторам Андрею Косоротову и Михаилу Матаруеву за проектом. Они сразу предложили болван новой ультрагоночной лодки. Нашлись единомышленники и дома - Герман Коштырев и Валерий Гусев, и мы стали строить три лодки по схеме «прототип-матрица-серия».

От чисто гоночного варианта отказались сразу по нескольким причинам. Наше Псковское мелководье ограничило осадку величиной 1.5 - 1.6 м, транспортабельность говорила то же самое. Вариант с подъемным килем не очень запал в душу ввиду более низких надёжности и мореходности ( что впоследствии и подтвердили разной тяжести происшествия на яхтах сразу нескольких трейлерных проектов ). Участие в нескольких подряд многодневных регатах диктовало улучшение обитаемости. Увеличили её самым грубым и эффективным способом - подняли борт и перепланировали палубу. Одновременно лодка стала более многоцелевой, так как улучшился всем известный критерий, который для очень многих, к сожалению, имеет решающее значение. В общем, получилось то, что есть.

- Ну и как, понравилось?

- Сразу и очень. Слава конструкторам, яхта вышла такой, какой хотелось. Послушная, легкая в управлении, поворотливая и, одновременно, устойчивая на курсе, простая и, вместе с тем, быстроходная. Как рулевой, я получаю истинное наслаждение от рулёжки кистью в любую погоду, с содроганием вспоминая «борьбу с матчастью» на «Поларисе». Матросам нравится просторный удобный кокпит и рациональное расположение дельных вещей. Словом, за что ни возьмись - всё очень хорошо.

- Да… прямо рай какой-то. А это ничего, что крен на 5 - 10 градусов больше, чем у соседей?

- Юмор понятен, критика принимается. Действительно, остойчивости «Ветру» явно не хватает. Предварительные расчёты показывали это, хотя всё было в пределах разумного. Однако мачта получилась тяжелее расчетной на 15 кг, а киль легче на 120 кг, да ещё и с завышенным центром тяжести. Дальше объяснять не надо? Хорошо ещё, что яхта очень хорошо крен переносит. До 30 градусов руль перекладывать вообще нисколько не надо. На порывах лодка только разгоняется, а уж на полных курсах - просто летит. Не вру, честно. Спросите у участников «Онего 2003», где они нас дольше видели - на дистанции или церемонии награждения?

- А интересно было гоняться далеко впереди всего флота? Может скучновато?

- Вовсе нет, хотя получилось, что на Онежской регате конкурентов с близкими ходовыми качествами просто не оказалось. Но это совсем не показатель. На Банковском кубке мы были только четвёртыми, так что над собой работать и работать. А появление новых яхт - это вопрос времени. Уже приняты правила класса «Open800» и есть, как минимум пять!!! реализованных проектов, не считая модификаций. Активные гонщики, талантливые конструкторы и энергичные строители стремительно развивают класс. Больше всего радуют разнообразие подходов, широта географии и наличие оснастки для серийной постройки, что является основой для роста.

Яхта Ветер, Псковской постройкиshade
shade
shade
- Хм, разнообразие… Монотип-то, поди, лучше.

- Перспективы монотипа я оцениваю, как нулевые. Страна у нас очень большая, интересы и запросы у людей очень разные, каждый сам себе Фарр вместе с Петерсоном и Ситниковым. Да и серьёзной производственной базы не только по корпусам, но и по рангоуту и оборудованию нет. Ориентация на импорт делает яхты очень дорогими, да и не всегда возможна. Многие просто находят, что поближе и подешевле - кто мачту в соседнем яхт-клубе, кто лебёдки не соседнем заводе, а кто и свинец на ближайшей АЭС (установленный факт). Конечно могло бы быть волевое решение столицы, подкреплённое сотней-другой тысяч у.е., но я сам не хочу такой диктатуры и никому не желаю.

В этом смысле огромная работа, проделанная создателями формулы RS2000 в Санкт-Петербурге, принесёт стране намного больше пользы, чем нефтедоллары. И создание нового класса «Open800» тому наглядное подтверждение. Погоняемся несколько лет, а там видно будет - монотип развивать или ещё более открытый класс.

- Ладно, чёрт с ней с политикой, ближе к яхте - результаты Банковского кубка не настораживают? Всё-таки отставание от лидеров было приличное, может в лодке что-то не так и менять уже поздно?

- Напротив. Гонки на Банковский кубок показали, что у «Ветра» огромный потенциал. Если всё делать правильно, лодка показывает просто феноменальные ходовые качества. Оказалось, что яхты типа «Сантер» и «Алекстар» в слабый ветер совершенно бессильны, и временами мне казалось, что они движутся задним ходом. Совсем иная картина была при усилении ветра. Нo тут уже сказывались наша маленькая остойчивость, безобразно пузатый грот и экипаж всего из трёх человек. Вряд ли в такой ситуации следовало рассчитывать на успех. Тем более это были первые серьёзные гонки для «Ветра», и иногда мы просто не понимали, что нужно яхте, чтобы пойти быстрее. Наглядный тому пример - гонка №3 на «Кубке Онеги». Во время лавировки от Тамбиц-носа до Василисина мы долго бодались с четвертьтонниками, даже немного проигрывая им, пока Лёше Алексееву не пришло в голову добрать гика-шкот, который и так уже был выбит втугую. Добрали немного - всего на 10 - 12 см (при четырехкратной тали) , но лодка просто преобразилась и ожила, появились и скорость, и крутизна, и лёгкость хода. За каких-то 4 - 5 часов мы привезли 40 минут отрыва, что уже было достаточно для суточной! гонки. После этого случая мы стали смелее экспериментировать, и это дало приличные результаты и позволило выиграть регату, несмотря на все капризы онежской погоды.

Яхта Ветер, Псковской постройкиshade
shade
shade
- Если всё так хорошо, то зачем ты продал «Ветер» на следующий день после окончания регаты?

- Дело в том, что «Ветер» - это прототип, который строился в страшной спешке и почти хронической нехватке денег. Поэтому лодку надо было серьёзно доводить до ума - или просто строить новую. При наличии полного комплекта матриц второе не намного сложнее первого, тем более я чувствую в себе силы. У нас в Пскове в следующем году будут гоняться уже Четыре «Ветра» (см.Псковская регата-2004) построенные с учётом всех достоинств и недостатков первой яхты. Ну, а отличаться от прототипа они будут вот чем. Во-первых, корпуса, построенные в матрице, получаются на 50 - 80 кг легче и немного прочнее и жёстче. Во-вторых, киль будет с развитым бульбом согласно первоначальным требованиям проекта. В-третьих, мачта будет прочнее и легче, благодаря применению более качественных профиля и такелажа. В-четвёртых, улучшенное парусное вооружение с бушпритом и топовым генакером позволит повысить и так уже неплохие ходовые качества на полных курсах. Ну и в-пятых, наверное мы сами стали чуть умнее после прошедших гонок.

- А …

- Пока хватит. Дадим возможность задать вопросы нашим читателям. Сделать это можно по адресу S_Overkin@mail.ru. Большое спасибо за внимание!

>> Все записи Журнала   |  

Концепция дизайна Маша Новоселова.  © 2002-2024 Prizrak331.ru
При использовании материалов активная ссылка на Prizrak331.ru обязательна
Вахтенный журнал яхты Призрак 331. О: яхта, яхты, яхта фото, парус, Кубок Федерации, парусный спорт, лодки, парусная яхта, парусные яхты, катера и яхты, яхт клуб, яхтклуб, построить лодку своими руками